четверг, 30 января 2014 г.

ТН Зимующие птицы

   Вот и закончилась наша неделя про зимующих птиц. Она получилась у нас достаточно насыщенной по получению новой информации, по наблюдениям, по развитию логики - я все время пыталась стимулировать Валю думать, размышлять... больше, чем обычно.
   Так как мы начали посещать сад, то все занятия я разделила на 3 блока: обучающие беседы, задания и творчество. Конечно, началось все с бесед, со знакомствами с птицами, а все остальное вставлялось в зависимости от настроения малыша. В виде блоков я и представлю вам нашу тематическую недельку под названием "Зимующие птицы".
   Надо сразу сказать, что речь пойдет именно о зимующих птицах, о перелетных мы лишь упомянули пару раз, так как вернемся к птичьей теме еще весной.

Блок - обучающие беседы

   Изначально я повесила несколько плакатов и картинок птиц в удобных и постоянно попадающих в обзор Вали  местах.


   С помощью этих плакатов мы изучили строение птиц - нашли эти части тела у всех представленных рядом зимующих птиц. Изучили также особенности разных птиц - цвет перьев, питание, строение клюва, яйца. 
   Поговорили о самих зимующих птицах, о каких-то определенных их особенностях. Какие относятся к зимующим, какие к кочевым птицам. Послушали их голоса в записи, попытались какие-то сами воспроизвести. Здесь я представила картинки птиц, о которых мы беседовали и некоторые факты о них, которые могут вам пригодиться. зимующие птицы 
   Можно также побеседовать о том, какую пользу приносят птицы? Для нас эта тема оказалась как никогда актуальной, так как с одной стороны нашего дома вырубили более десятка заболевших деревьев, а излечить их мог, например, дятел. 
      Почему птицы называются зимующими? Какие птички называются кочующими и почему они прилетают к нам зимой? Мой ребенок сильно удивился, что чечетки, свиристели, клесты и снегири прилетают к нам потому, что для них у нас теплее:))
   Как птички готовятся к зиме? А они готовятся, меняют оперение на зимнее. Обратите внимание малыша на то, как птички хохлятся, как стоят то на одной, то на другой ножке. Почему? В зимнее время  они меньше летают, больше сидят, так как в полете они, во-первых, замерзают, а, во-вторых, тратят много энергии, которую тяжело восполнить, ведь еды стало меньше. 
   Где они живут зимой? Мой ребенок сразу вспомнил скворечник. Но пришлось его огорчить, что зачастую в скворечниках птичкам холодно, они, в основном, селятся либо в гнездах чьих-то, либо прячутся в елках стайками, прижимаясь друг к другу, чтобы согреться и прячут свои клювики. 
   Чем они питаются зимой? В это время на улице можно наблюдать оставшиеся на деревьях ягодки рябины, шишки на елях, отбросы пищи (к сожалению, без этого не обойтись). Некоторые птицы также едят мелких грызунов. Как видите, источников питания у птиц не так уж и много, вот почему их так важно подкармливать зимой: крошечками хлеба, пшеном, семечками, синички, дятлы поблагодарят и за некопченое сало. К тому же зимой день короткий, а ночи длинные и чтобы ночью согреться, птичкам приходится целый день искать еду, чтобы сохранить тепло ночью.
   Когда у ребенка уже сложится картинка, представление о птицах, можно посмотреть небольшое видео "Зимующие птицы" Детям о зимующих птицах
    Можно послушать аудиоэнциклопедии "Городские птицы" и "Лесные птицы". Они достаточно длинные, мы слушали их блоками во время игр или творчества или во время поздки в автомобиле. Мой сынишка так радовался, когда узнал о детских садах у воробьев. 
Также можно посмотреть разные мультфильмы про птиц, например, "Высокая горка", "Что это за птица" и другие.
   Мы много читали вообще о птицах.

   Читали басни Крылова, с некоторых пор сын полюбил их, конечно, особой популярностью пользуется "Ворона и Лисица". Вспомнили, как появляются птички. Сын сам нашел эту книгу, нравится ему, но пришлось ему объяснить, что зачастую зимой птички не так активно высиживают потомство из-за холодов. Нравится нам и энциклопедия Елены Ульевой, хорошая помощница родителям в объяснении очевидных фактов деткам в доступной форме. Там мы познакомились с разными профессиями дятла, с кукушкой и т.д. 
   В принипе, цикл обучающих бесед на этом в нашем случае был исчерпан. Пожалуй, это основное, о чем мы беседовали, на что обращали внимание и наблюдали. Кстати, краснея, но вдруг есть кто-то как и я, не знающий о том, что птичек нельзя кормить черным и серым хлебом. Оказывается, там содержится больше дрожжей и птички, когда едят его, оставляют несколько крошек в зобу, где он может набухнуть и даже привести к смерти птички. Для меня это стало открытием во время подготовки материала для занятий с сыном!!!!  Стыдно, но к слову сказать, кормила я птичек только крошками белого хлеба. Интуиция...

Блок творчества.

    Самое основное, что необходимо сделать с ребенком зимой - это кормушка для птичек. Мои мужчины сделали ее вместе еще в прошлом году, и у нас уже вошло в привычку во время прогулки подкладывать птичкам зерно и семечки. В этот раз мы сделали вариант кормушки на скорую руку - быстро, легко для малыша и с пользой для птичек!!! Сделали из рулона из-под туалетной бумаги - обмазали его медом и обмакали в пшене, подвесили на ниточке на дереве около дома. На фото не наша кормушка, свою не успели запечатлеть, ребенок не дал. 

   Как идея у нас была создать  из плотного картона дерево и потом постепенно наших поделочных птичек сажать на это дерево. Мы даже его нарисовали, но, к счастью нашему, нас настиг переезд, поэтому эту идею мы не осуществили в полной мере, но вы можете ее реализовать.

Делали вот такую птичку из спичек по шаблону. Шаблон нарисовала сама, спрашивая у Вали, сколько лапок должно быть у птички, есть ли крылья, хвостик.

Лепили из картона и мятых салфеток вот такую сороку

   Еще на Новогоднюю елку мы делали вот такую синичку, сделали ей кормушку из пластилина, фасоли и гороха.

Лепили из пластилина птичку и гнездо для нее. Валя утеплял гнездо перьями.

Аппликация из ладошек Вали и вуаля - получилась сова!!! Вале оооочень понравилось обводить свою руку, вырезала я, но каждая ручка прорисована им. Давно мы не занимались таким творчеством.

Рисовали в новой для себя технике - по соли. Понравилось даже мне! Картинку обмазали клеем и обсыпали солью. А затем акварельными красками ставили точки. Эффект потрясающий, прямо импрессионисты!

   Любим мы и вот такую искалку. В процессе творчества с крупой продукт все равно остается в том или ином количестве, я его не выбрасываю, а ссыпаю в одну баночку, потом интересно закапывать в ней разные мелочи и просить Валю их отыскать, мы так тренируем счет. Вот и сейчас попросила его достать 7 птичек, сделанных мною из теста - Валя принимал активное участие в покраске.

  Еще я делала Вале волшебный рисунок. Белой пастелью на белом листе рисовала силуэты птичек, гнезда, деревьев. А потом просила Валю разукрасить акварелью листик - и рисунок будто оживал, появлялись знакомые силуэты...
На этом блок творчества также себя исчерпал.

Блок заданий.

  Заданий было много и разных. Некоторые были заготовлены, что-то придумывалось на ходу. Было несколько игр на развитие речи.
1. Образовывали множественное число: ворон-ворона, воробей-воробьи и т.д.
2. Считали птичек от 1 до 5: один воробей, два воробья, ..., первый голубь, второй голубь,..., первая ворона, вторая ворона, ....
3. Валя угадывал птицу по данному мною описанию.

   Можно в книге найти интересные картинки с участием птиц и составить рассказ по ним, сначала у Вали получалось не очень, он их просто описывал, но потом фантазия нас далеко увела...

   Всей семьей играли в игру, кто как голос подает. Ведущий загадывал птицу и озвучивал ее, а остальные должны были угадать. И не беда, если ваш малыш сразу сам выкрикивает название, ведь главное, чтобы было весело!

   Играли в мемори. Я уже писала в посте, посвященному Играм в дороге, что эта игра помогла нам выучить названия всех птиц. Картинки меняли или добавляли количество. Сделано из крышек из-под детского питания.

  Также мы повторяли пространственные предлоги, я взяла птичку и сажала ее то на стул, то под стул, то за стул, то перед стулом, справа от стула и т.д.

Повторяли счет - необходимо было посадить в гнездо указанное количество птиц.

Собирали паззл.

   Конечно же, дули на перья. Кто дальше сможет дунуть свое перышко с одного раза? Кто быстрее продует перо по времени определенную дистанцию? У нас, в основном, проходили такие занятия на мате, очень удобно и легко скользило перышко. Надо сказать, что такие соревнования на соперничество формируют у малыша чувство принятия, что не всегда он побеждает, может победить и другой и надо приложить усилия и немалые, чтобы всегда быть впереди и уважать своих соперников. Это особенно актуально для семей, где пока один ребенок, как у нас.

    Были и разные обводилки, вырезалки, лабиринты, искали лишнего в ряду


Продолжи ряд в определенной последовательности.


   Здесь я привела некоторые из заданий, которые мы делали с Валей задания на тему птиц

   Важным и, как мне кажется, неотъемлемым атрибутом развития ребенка является заучивание стишков. Мы выучили несколько.
Дятел
Хоть я не молоток - по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Синица
Синица, синица, веселая птица.
Где ты была? Где ты жила?
- Я сидела по кустам, я летала по садам.


   Из картинок птиц я затем сделала Вале альбом про зимующих птиц, мы вставили также стишки про птиц и интересную информацию про них. Теперь этот альбом занимает почетное место в машине у папы. Почему-то в дороге нам интереснее рассматривать подобные вещи и обсуждать.

   На этом наша неделька про зимующих птиц закончилась.

Желаем вам удачи в путешествии в мир птиц,
Люда и Валя.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий